Дневники Валерии Агеевой. Путь к читателю.

В истории нашей страны особое место занимает 1917 год, бурные дни которого, по образному выражению американского журналиста Джона Рида, «потрясли мир».
Безусловно, отношение в нашем обществе к революциям 1917 года и последующей за ними Гражданской войне очень неоднозначно. С одной стороны, как отмечает петербургский историк Валерий Островский, «абсолютное большинство из нас – потомки красных. Ведь наши деды, прадеды либо воевали за красных, либо не противились им». Тем, кто имел иную точку зрения, лавина революции «определила» «особый путь»…
На протяжении многих десятилетий нас учили, что октябрьская революция 1917 года – главное событие ХХ века. (И, что говорить, поспорить с этим постулатом, как бы мы этого не хотели, трудно). Что она «Великая», «социалистическая»… А день 7 ноября в нашей стране долгие годы был одним из главных праздников.
Следует отметить и ещё один немаловажный факт. Те, кто не жил в ту далёкую от нас эпоху, в то непростое «время надежд, время сомнений, время тревог», стараниями советских идеологов воспринимал события революции с неким флёром романтизма.
О том, что «правда» может быть и иной, мы как-то даже и не задумывались. Люди по другую сторону баррикад оставались за пределами нашего понимания. Но ведь и они тоже сражались за правду, за свою правду.
Три последних десятилетия дали нам возможность несколько по-иному взглянуть на историю нашей страны. И сегодня, например, революционные потрясения 1917 года и события Гражданской войны мы оцениваем несколько иначе. Хотя, надо сказать, знаем очень далеко не всё…
И новая книга, которая будет издана в рамках проекта «Кунгур Агеевых», поможет воссоздать страницы жизни в нашем городе в то непростое время. В её основе – история известной в городе семьи предпринимателей и общественных деятелей Таисии Васильевны и Арсения Григорьевича Агеевых, погибших без суда и следствия от рук заезжих карателей-большевиков в феврале 1918 года.
Главный информационный массив – воспоминания (известные сегодня как «дневники Агеевой»), которые в течение многих лет своей жизни вела чудом оставшаяся в тот период в живых единственная дочь Агеевых – Валерия Арсеньевна (в замужестве – Зайончковская) (1904-1983). В 1984 году, после смерти автора, записанные её рукой семь общих тетрадей, а также отдельные разрозненные листы стараниями её подруги, уроженки г. Кунгура, известной московской художницы Анны Ивановны Самойловских (1901-1986) были «в россыпи» переданы на хранение в Кунгурский филиал Пермского областного государственного архива.
Однако по вполне понятным причинам поступившие материалы оказались вне внимания исследователей. Впервые о них заговорила известный пермский краевед Татьяна Ивановна Быстрых (1952-2018), в 1983-1985 годах работавшая в Кунгурском филиале облгосархива, а позднее в течение многих лет возглавлявшая отдел краеведения в областной библиотеке имени Горького). Её статья «Пьяный обыск. Неизвестная страница биографии пермского чекиста А.Л. Борчанинова» 7 июля 1990 года была опубликована на страницах газеты «Вечерняя Пермь», а 23 ноября того же года перепечатана в городской газете «Искра».
Причиной публикации, отмечает Татьяна Ивановна, послужил отклик на статью в газете, посвящённую убийству Великого князя Михаила Романова, некоего В.И. Чебуркина, жителя Ленинградской области, в прошлом пермяка. «Его интересовало, известно ли что-нибудь редакции о другом убийстве, произошедшем примерно в то же время при участии «летучего отряда» из Перми, руководил которым якобы Александр Борчанинов. Так «выплыло» дело Агеевых, о котором особенно хорошо помнят в Кунгуре, – именно там разыгралась трагедия уездного масштаба. Ещё одна драма Гражданской войны, о которой до последнего времени предпочитали умалчивать…»
В 2005 году к истории семьи Агеевых подключился журналист кунгурской городской газеты «Искра» Владислав Васильевич Одегов. В его статье «Агеевы: до расстрела и после» были впервые опубликованы выдержки из воспоминаний Валерии Агеевой. «Кто-то скажет, – отмечал автор в поскриптуме к публикации, – прочтя эти заметки: зачем ворошить прошлое? А вы представьте себе на минуту наш город без старинных домов, конфискованных большевиками в годы революции у богатых людей? Что останется? То-то же! Мы все у них в неоплатном долгу. И должны, по меньшей мере, хотя бы знать историю их судеб» .
В октябре 2007 года в «Искре» появилась ещё одна статья В.В. Одегова по этой теме . В ноябре 2008-го – ещё одна. В 2009 году состоялась его публикация в пермском историко-архивном журнале «Ретроспектива».
В апреле 2010 года журналист из Екатеринбурга (уроженец г. Кунгура) Олег Владимирович Балезин (1955-2015) передал В.В. Одегову электронный вариант рукописи, включавшей «Записки Валерии Арсеньевны Агеевой (Валечки) о событиях, происшедших в г. Кунгуре Пермской губернии в феврале 1918 года» (36 машинописных страниц, представляющих собой перепечатку части воспоминаний В.А. Заянчковской), а также «Записки Евгении Павловны Чистяковой» (7 страниц).
Происхождение данных материалов наш земляк объяснил следующим образом. В начале 1990-х годов он работал в одной из свердловских газет. Однажды его однокурсник Анатолий Гущин, сотрудник редакции журнала «Урал», подбросил ему «халтурку»: «Ты же из Кунгура. К нам пришли записки девочки Валерии Агеевой, её родителей в 1918 году расстреляли большевики. Подготовь их к печати».
– Подслеповатую машинопись я проглотил в один вечер, – рассказывал Олег Владимирович. – Дикость расправы над супругами Агеевыми показалась запредельной. Но вдобавок с этих страничек выступал совсем другой Кунгур. Исчезнувший город, где бытовали домашние театры, художники имели своё общество, где интеллигенция на своих посиделках музицировала, пела, а после разговаривала о политике, искусстве, литературе, чтобы на следующий день пытаться хотя бы на вершок прирастить добро…
Предисловие к рукописи требовало много исходного материала. Но в начале 90-х время неслось вскачь, словно в восемнадцатом году. В редакции «Урала» стало совсем худо с деньгами. Толик Гущин уволился из журнала. Записи Валерии Агеевой остались у меня…»
Удалось установить, что рукописи В.А. Агеевой и Е.П. Чистяковой в редакцию журнала «Урал» прислал Павел Владимирович Чебуркин, родственник семьи Агеевых, врач по профессии, участник Великой Отечественной войны, проживавший в городе Щёкино Тульской области.
15 мая 2010 года на основе полученных материалов была опубликована статья В.В. Одегова «Рукописи не горят. Сохранились записи 16-летней Валерии Агеевой о расправе над её семьёй в феврале 1918 года», которая вызвала интерес читателей. Учитывая пожелания кунгуряков, на общем собрании журналистов газеты «Искра» было принято решение опубликовать полученные материалы на страницах газеты в полном объёме.
Так появилась рубрика «Катастрофа. Как расправились с семьёй кунгурских меценатов Агеевых», первый выпуск которой состоялся 17 июня 2010 года. Публикации в газете (цикл был завершён 21 августа 2012 года) сопровождались комментариями, которые подготовила зав. Музеем истории купечества О.А. Ренёва, а также фотографиями из фондов Кунгурского музея-заповедника, Кунгурского городского архива и семейного архива кунгурячки Ираиды Юрьевны Кокош, бабушка которой, Анна Кирилловна Желнина (урождённая Ладанова), с детских лет дружила с Валерией Агеевой.
В последующие годы неоднократно предпринимались попытки издать воспоминания В.А. Агеевой отдельной книгой. Но проект удалось воплотить только в этом году при финансовой поддержке Министерства культуры Пермского края.
В книгу включены воспоминания Валерии Арсеньевны Агеевой (Зайончковской), посвящённые кунгурскому, пермскому и омскому периодуам её жизни. Написанные в разные годы, они отражают впечатления детских лет о родном городе, о событиях, происходивших на глазах автора. Примечательно, что данные материалы впервые публикуются в полном объёме, в авторском варианте, без купюр и ремарок, с сохранением стилистики и орфографии автора, с необходимыми комментариями.
Книга будет интересна как профессиональным историкам, музейным работникам и архивистам, так и краеведам-любителям и всем интересующимся историей родного края.

Сергей Мушкалов,
руководитель проекта «Кунгур Агеевых»,
директор Кунгурского музея-заповедника